Яндекс.Метрика

Александр Цфасман — корифей советского джаза (14.12.1906 — 20.03.1971 гг.) История,Мир людей

alexander-cfasman01

Джаз в Москве невозможно представить без Александра Цфасмана. Он является наиболее символичных представителем золотого века русского джаза, который достиг своего пика в середине 30-х годов.

Александр Наумович Цфасман, великий русский джазовый пианист и композитор, заслуженный артист РСФСР (1957) известен всем поклонникам музыки. Уже в тринадцать лет он заявил о себе как о выдающемся пианисте, получив первую премию за исполнение такого сложного произведения, как Первая Рапсодия Листа.

Его творческая жизнь в самом начале сложилась весьма сложно. Он начинал играть тапёром в кино, а на вершине своей карьеры руководит балетной школой в Большом Театре.

Александр родился в Александровске (ныне Запорожье), в семье далекого от музыки парикмахера. В 7 лет родители отдали мальчика учиться играть на скрипке и фортепиано. Увидев его талант, в 12 лет его направили учиться в музыкальный техникум Нижнего Новгорода. Там он поступил на фортепианное отделение.

После Новгорода Александр Цфасман переезжает в Москву. Сперва он работал тапером в кино, потом в симфоническом оркестре, где играл на ударных инструментах, затем становится заведующим музыкальным отделом Московской драматической студии имени А.С. Грибоедова. Все это время Цфасман не перестает учиться и в 1930 году заканчивает Московскую консерваторию по классу фортепиано.

Александр ЦфасманЕще в 1926 году Александр Цфасман организовал первый в СССР профессиональный джаз оркестр — септет «АМА-джаз». Он был открыт при кооперативном нотном издательстве АМА. В состав джаз-бэнд вошли следующие инструменты: труба — Андрей Романенко, тромбон — Анатолий Миловидов, кларнеты и саксофоны — Николай Буров и Александр Трахтеров, туба (самый низкий по регистру духовой инструмент) — Николай Поздеев, ударные — Иван Бачеев, а сам Цфасман играл на фортепиано. «АМА-джаз» не только пропагандировал джаз среди широкой публики, но и стал превосходной школой джаза для начинающих советских музыкантов.

В 1927–39 «АМА-джаз» выступал на летней площадке сада «Эрмитаж», давал джаз концерты в ресторане «Казино», в кинотеатрах «Малая Дмитровка», «Первый Госкино» (известный всем москвичам как «Художественный») и «Динамо».

В течение 30-40 годов, Александр Цфасман сделал около 140 записей. Его работы включают обработку популярной музыки, как фокстрот, танго, вальс, полька и румба, ему также принадлежит несколько пьес для классического оркестра. В дополнение к игре в джаз-бэнд, Цфасман также давал регулярные концерты игры соло на фортепиано и участвовал в записях музыки для кино.

Первая выпущенная в СССР пластинка с джазовыми композициями («Аллилуйя» Винсента Юманса и «Семинола» Гарри Уоррена) принадлежит джаз-бэнд Цфасмана. Он же впервые в нашей стране выпустил первую джазовую радиопередачу (1927 год) и озвучивал кинофильм. В 1930–1937 годах джазовый коллектив стал известен под именем «Moscow Boys».

Цфасман довел его до стандартного (троечного) состава — 3 кларнета-саксофона, 3 медных инструмента, 3 скрипки и ритм-группа. Молодежь предвоенного поколения крутила выпущенные им пластинки свинговой музыки. Если вы спросите своих дедушек и бабушек — они с удовольствием вспомнят как танцевали под «Я сегодня грущу», «Лодочка», «Неудачное свидание», «Звуки джаза», «Я в хорошем настроении»…

Александр Цфасман практически перевернул все бытовавшие до него в СССР представления о музыке. Его талант был неисчерпаем. Его детище — ансамбль «Веселые ребята» привел к широкому распространению и признанию джаза в СССР на официальном уровне.

Александр ЦфасманНо период расцвета советского джаза не продлится долго. Джаз в СССР (как и вся культура) был тесно связан с политическим контекстом страны и идеологические атаки на джаз начались в 1936 году вместе со временем Великой Чистки. Многие джазмены стали символами культурного инакомыслия и были отправлены в исправительно-трудовые лагеря или расстреляны. Однако Цфасмана (а также Утесова) в то время не трогали, вероятно, благодаря их всенародной известности.

В 1938 году Цфасман стал директором только что основанного джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета.

Во время Второй Мировой войны ансамбль Цфасмана выступал на фронте. Его песни бойцы Красной армии пели в землянках и окопах. После войны Александр Цфасман продолжил работу с джазовой музыкой. Именно Цфасман открыл для России такого потрясающего американского композитора, пианиста и джазмена, как Джордж Гершвин. Надо сказать, что в силу того, что Цфасман находился под сильным влиянием американского джаза, он играл более сложную музыку чем Утесов. Он считал, что многие аспекты западной культуры могут быть пригодны и для СССР.

С его ансамблем, исполняющем музыку русского джаза, работали все выдающиеся певцы того времени — Клавдия Шульженко, Иван Козловский и другие «звезды» советской эстрады. В 1945 году в Колонном зале Дома Союзов и Большом зале консерватории оркестр Цфасмана который ранее исполнял композиции русского джаза впервые исполнил «Рапсодию в блюзовых тонах» Дж. Гершвина.

В 1946 году его оркестр распался и Цфасман выступал на эстраде некоторое время в качестве джазового пианиста, а затем начал работать в студии, руководя инструментальным квартетом, выпустившим такие известнейшие в послевоенные годы композиции как «Веселый вечер», «Всегда с тобой», «Ожидание»…

В нашумевшем фильме «Встреча на Эльбе» звучала его музыка (в соавторстве с Дмитрием Шостаковичем).

В послевоенные годы Цфасман несколько лет продолжал играть с группой театра Эрмитаж. Но его карьера в конце 40-х годов пошла под откос, так как с началом холодной войны и принятием доктрины Жданова, джаз в СССР в очередной раз стал жертвой идеологических атак.

Вместе с Алексеем Баташовым и Уиллисом Коновером, Александр Цфасман стал одним из учредителей Международной джазовой федерации при ЮНЕСКО. Скончался Александр Наумович Цфасман в Москве 20 марта 1971 года и похоронен на Ваганьковском кладбище. Но его имя не забыто. 14 декабря 2006 года состоялся юбилейный концерт, где все ценители джаза могли отдать дань памяти этому по настоящему великому музыканту и человеку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *